Проблему национальностей и прочие околонациональные темы я стараюсь обходить стороной. Учитывая, что я сам представитель, скажем политкорректно, национального меньшинства в России, всякий аргумент в ту или иную сторону может быть принят как перетягивание одеяла в свою сторону. Тем не менее, те ошибки, которые я совершил в годы студенчества, когда я старался быть хорошим и тем, и другим, и третьим, ясно дали мне же самому понять, что без четкого отстаивания своей позиции люди или неправильно тебя поймут, или же будут судить о тебе несколько предвзято.
читать дальшеУ меня есть один... не друг и даже не товарищ, просто один знакомый. Я познакомился с этим человеком во время одной из бизнес-поездок в Ташкент. Меня пригласили на деловой ужин, чтобы дообсудить несколько рабочих вопросов, а для разрядки обстановки пригласили этого человека, как совершенно нейтральную сторону. У нас сразу сложился диалог, я так предполагаю, по той причине, что наше положение было схоже: он был руководителем представительства одной из латвийских компаний в Узбекистане и к тому моменту, когда мы познакомились, уже год как переехал в Ташкент и лишь изредка (тем не менее, чаще меня) ездил домой, где у него, кстати, жила молодая жена. Как известно, мое положение примерно такое же, разве что за исключением того, что я работаю в Казахстане (хотя Узбекистан тоже под моей "юрисдикцией") и еще пока не женат.
Ну, так вот. Этот человек мне сразу понравился. В нем была какая-то европейская интеллигентность, которая, тем не менее, не затмевала тот факт, что он русский, хотя и гражданин Латвии и живет в Риге. И могу с полной уверенностью сказать, что в моей жизни это единственный человек, с которым у меня получилась очень живая, конструктивная, аргументированная и очень интересная дискуссия. Даже не дискуссия, а какой-то обмен информацией, что ли, после которого я испытывал самый настоящий кайф и удовлетворение (надеюсь, меня все правильно поймут!). Мы говорили об истории. Я знал об отношениях Латвии и России и некоторых спорных вопросах, которые возникают между нашими странами. Но наше общение на историческую тему пошло как бы поверх государственных предрассудков, которые сейчас присущи современным межгосударственным отношениям. Я, который в школьные годы, скорее всего, изучал все, в том числе, историю, по принципу "надо" и потому, как мне казалось, не вынесший с школьной скамьи каких-либо фундаментальных знаний, понял, что ошибался в себе - потому что я очень четко мог ответить на вопросы и мнения "оппонента" о Речи Посполитой, Священной Римской Империи и о прошлом Прибалтики. Тогда никто не обращал внимания ни на национальную, ни на государственную принадлежность каждого из нас. Зато сидевшие за столом и притихшие под напором нашего интеллектуального общения вдруг тогда засмеялись - ведь ни я, ни мой собеседник говорили о государственных вещах и при этом не были гражданами Узбекистана, где мы тогда находились.
К сожалению, наше общение тогда пришлось прервать, потому как присутствовавшие, естественно, не собирались общаться на столь серьезные темы. А более у нас не было возможности продолжить столь интересный разговор.
К чему я это все?
Начну с конца. Владимир Познер в конце этого выпуска высказал очень правильную мысль: наше представление о том или ином государстве складывается, прежде всего, от телевидения. Каким оно обрисует Иран (Познер привел его в качестве примера), таким народ и будет его считать. С этим я полностью соглашусь. Учитывая, что в эфир главных российских телеканалов Латвия попадает только тогда, когда возникает скандал с положением русского языка в этой стране или когда говорится о том, что проводятся какие-то националистические шествия, на которые не обращает внимание власть, то возникает какая-то негативная оценка и какое-то негативное впечатление от этого государства. А вот, пообщавшись с человеком, о котором я говорил выше (который, кстати, русский, и никаких отрицательных моментов о своем положении в стране не говорил), мне, например, захотелось побывать в Риге и посмотреть его архитектуру, говорят, там красиво. По поводу каждого события или явление обязательно нужно составлять свое собственное мнение, а мнение других людей (я не говорю о родных, близких и друзьях) просто можно взять на заметку, но не более того.
Если бы я имел возможность личной встречи с Владимиром Владимировичем Познером, я задал бы ему вопрос: а какова была степень свободы со его стороны во время интервью с Валдисом Затлерсом? Ведь все-таки это президент целой страны, а Познер у него в гостях, а не наоборот, мне кажется, есть некоторая степень вероятности, что кто-то (возможно, и не сам президент) обозначил Познеру некоторые моменты, которых не стоит касаться в интервью. Хотя, с другой стороны, кажется, что в интервью прозвучали вопросы, несколько неудобные для президента Латвии. Вроде бы как - неудобные. Но, если задуматься на тем, с какой целью Затлерс принял приглашение Познера участвовать в программе (точнее, даже вроде бы как говорят, что сам Затлерс пригласил Познера), и предполагая, что с той целью, чтобы развеять некие мифы о натянутости отношений с Россией и по некоторым другим спорным вопросам, то и эти "неудобные" вопросы кажутся уже вполне логичными. Ну, это та сфера телевидения, которая останется для нас загадкой.
Первые вопросы, конечно, касались проблемы русского языка в Латвии. Президент страны, конечно, дал понять, что никакого предвзятого отношения к русскому языку здесь нет, это просто те шаги, которые предприняты властями для укрепления государственного языка.
Как человек, более 2,5 лет проживший в Казахстане, которая тоже на протяжении нескольких десятилетий была в составе Советского Союза, могу с уверенностью сказать, что укрепить государственный язык можно и другими путями. Казахстан - довольно-таки динамично развивающее государство, которое по отдельным аспектам экономики, политики, социальной жизни населения опережает Россию. Есть некая настороженность извне по поводу того, что у власти здесь уже более двух десятков лет находится один человек, но этот факт никоим образом не создает внутри страны никакой напряженности. Ну, так вот - здесь ведь тоже стоит проблема всеобщего распространения государственного языка - казахского. Но тут не идут по пути запрещения русского языка, потому что прекрасно понимают, что это не выход.
Очень серьезным моментом интервью стал вопрос Познера о шествиях легионеров СС. Президент Латвии подчеркнул, что эти шествия не несут в себе какой-либо фашисткой идеологической нагрузки, поэтому никакой опасности в себе не несут.
Был и момент, который меня откровенно рассмешил. Познер задал вопрос о правах и ограничении прав категории населения Латвии, которые являются "негражданами Латвии" - термин, который используется только в этой стране. Президент Латвии подчеркнул, что у этих людей есть даже преимущества: с одной стороны, они, как жители Латвии, свободно передвигаются по шенгенской зоне, с другой - Россия ввела для них безвизовый режим, так что "неграждане Латвии" могут свободно передвигаться от Гибралтара до Владивостока без виз. "Даже у меня нет такой свободы" - отметил Валдис Затлерс. "Да, у Вас нет такой свободы, Вы ограничены в правах, очевидно" - иронично заметил Познер. Я тут валялся под столом.
Латвия, точнее, власти этой страны, считают свою советскую историю оккупацией со стороны Советского Союза. Не много и не мало - оккупацией. В 1939 году они попросили СССР ввести свои войска, потому оккупации не было, а вот в 1940 году пребывание советских войск в этой стране стало оккупацией.
Хорошо, раз уж это так считается, пускай считают. Мнение каждого. Только я не пойму, почему они акцентируют на этом внимание?
Слушайте, никак не могу взять в толк: почему у нас, у России отношение к Германии, которая в 1940-х годах причинила нам столько зла, намного лучше, чем с Литвой, Латвией, Эстонией?! Почему мы больше не воспринимаем Германию врагом, несмотря всю историю, а эти маленькие прибалтийские государства до сих пор считают нас врагами за то, что случилось в советские времена?! И постоянное, агрессивное открещивание от русского языка - не боязнь ли это того, что народы этих стран могут захотеть вернуться в состав России? Почему это так? Я бы задал эти вопросы своему знакомому из Риги, но, к сожалению, в ближайшие месяцы у меня планов поездки в Ташкент не намечается.
В общем и целом, впечатления от президента Латвии у меня не самые хорошие. Тем не менее, не хочу драматизировать, я не считаю, что в этой стране все так, как нам показывают по телевизору - не зря Познер в конце программы привел пример с Ираном. Тем более, что президент Латвии сам был инициатором интервью с Познером - значит, он хочет построить диалог с Россией, партнерский диалог. Значит, в этой стране к России все же относятся с уважением, и в Ригу в экскурсионный тур можно ехать. Надеюсь, в ближайшем будущем у меня будет такая возможность.