Итак, авиакомпания "Сибирь", среди пассажиров более известная как S7 Airlines, на этой неделе абсолютно перестала представлять для государства интерес в качестве источника собственной выгоды. Государственный пакет акций авиакомпании был, наконец, продан.
Как известно, Авиакомпания "Сибирь" по своей организационно-правовой форме является открытым акционерным обществом. При этом авиакомпанией, как эмитентом, выпущено 102 456 штук обыкновенных акций. По состоянию на 25.05.2012г. (да, прошлый год, более поздних данных в сети не нашел, но вряд ли расклад вообще изменился за этот год), 26 126 штук акций (или 25,4997%) принадлежали Российской Федерации, то есть, государству в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (сокращенно - Росимущество). Процент, принадлежащий государству, подтверждается и в последнем опубликованном ежеквартальном отчете авиакомпании (на IV квартал 2012 года). Здесь же указано, что 71,3408% обыкновенный акций общества принадлежит Закрытому акционерному обществу "Группа компаний С7". Что представляет из себя эта группа компаний, думаю, объяснять не надо. Что касается оставшихся 3,1595% акций общества, то скорее всего они принадлежат частным лицам, и отдельному частному лицу, я так думаю, принадлежит менее 1% акций, так как упоминание еще о каких-либо акционерах я нигде не нашел (хотя, по правде говоря, я не так уж сильно и искал; в официальных же отчетах авиакомпании как юридического лица должны быть указаны лишь акционеры, которым принадлежит 5 и более процентов обыкновенных акций общества).
Росимущество, как известно, довольно давно избавляется от активов в различных юридических структурах (только почему-то с долей акций в ОАО "Первый канал" как-то они не очень хотят расставаться, судя по всему) по всей России. ОАО "Авиакомпания "Сибирь" не стало исключением: государство предпринимало попытки приватизации своей доли акций уже более 10 лет, в 2011 году было предпринято три попытки проведения аукциона, однако они не увенчались успехом. Вездесущая Википедия утверждает, что дело, с одной стороны, в высокой стартовой цене выставляемого пакета акций (государство ведь жадное, хочет побольше напоследок ухватить), с другой стороны, в его небольшой доле, которая не дает для стратегических инвесторов никаких реальных прав для управления компанией.
очень много буковВ начале текущего года стало известно, что в мае будет проведен аукцион, где в очередной раз будет выставлен на продажу государственный пакет акций ОАО "Авиакомпания "Сибирь". И чем ближе становилась дата проведения аукциона, тем больше истерии (не побоюсь этого слова) было вокруг него. Контрольному владельцу - ЗАО "Группа компаний С7" - покупка оставшегося пакета акций стратегически не должна быть интересна. Решения на общем собрании акционеров, как известно, выносятся простым большинством голосующих акций, а цифра 71,3408 (это, напомню, процент акций авиакомпании, принадлежащий этому юридическому лицу) говорит сама за себя. Зато в прессе то и дело появлялись публикации, что то одни, то другие претенденты на покупку госпакета. Сначала вроде утверждалось, что Трансаэро хочет приобрести акции "Сибири", и таким образом укрепить свои позиции. Таким образом образовав группу авиакомпаний, Трансаэро и Сибирь консолидировано обошли бы по показателям пассажиропотока Аэрофлот, который в настоящее время является безусловным лидером по этому показателю среди российских авиакомпаний. Даже вроде бы приводились слова генерального директора Трансаэро о том, что они, возможно, рассмотрят вопрос об участии в аукционе, если таковой вообще состоится. Однако позднее Трансаэро опровергла эту информацию.
Позже стало известно, что документы для участия в аукционе подала только все то же ЗАО "Группа компаний С7". И тут в сеть выбрасывается информация о том, что, цитирую, чиновники задумались об укрупнении "Аэрофлота". Сейчас обсуждаются варианты поглощения им ближайших конкурентов - "Сибири", "Трансаэро" или "ЮТэйр". Чиновникам больше нравится вариант объединения с "Сибирью", пишут Ведомости. О том, что в правительстве обсуждается идея усиления "Аэрофлота" его прямыми конкурентами - "Трансаэро", "ЮТэйр" или "Сибирью", рассказали источник в одной из госструктур, человек, близкий к "Аэрофлоту", и два топ-менеджера компаний-конкурентов.
Наиболее предпочтительным является вариант консолидации "Аэрофлота" с "Сибирью", уточняет источник в одной из госструктур. Если на предстоящем в четверг тендере по приватизации 25,5% "Сибири" будет предложена слишком низкая цена, пакет может быть передан в управление одной из госкомпаний. Например, "Ростехнологиям" или "Аэрофлоту" для дальнейшей консолидации с нацперевозчиком, уверяет он.
Такие обтекаемые формулировки используются в приведенном материале.
Позволю себе отвлечься от основной темы и прокомментировать приведенный выше материал. Я рассматриваю два варианта истории его появления: либо он писался на заказ, дабы внести некий ажиотаж вокруг "Сибири" (некий намек от государства в адрес менеджмента "Сибири" - давайте что-то делать, а то мы вас отдадим Аэрофлоту), либо его писал человек, которому, опять же, дали задание написать про "Сибирь", но при этом немного разбавить другими авиакомпаниями, чтобы сие не сильно бросалось в глаза. Вот задамся одним вопросом: каким образом, по мнению "этих" чиновников, Аэрофлот должен поглотить Трансаэро и ЮТэйр, если ни одна номинальная штука акций этих авиакомпаний не принадлежит государству?! С "Сибирью" все ясно - можно было передать имеющиеся почти 25,5% акций Аэрофлоту (хотя даже в этом случае ни о каком "поглощении" речи идти не могло). А с остальными как? В общем, смех, да и только. Нет, конечно, государство в лице Росавиации может создать все условия для недобросовестной конкуренции, да так, что все эти три авиакомпании "приползут" в Аэрофлот проситься с ними слиться - это всегда можно. Или задавить налоговыми, техническими проверками, проверками соблюдения авиационной безопасности - это тоже всегда можно. Можно придумать и другое. Вот два примера. Недавно разразился скандал, что авиабилеты в Кемерово очень дорогие, по сравнению, например, с соседним Новосибирском. Тогда в Кемерово летали только Аэрофлот и S7. Федеральная антимонопольная служба проверила тарифа, выявила, что S7 необоснованно завышала тарифы, оштрафовала авиакомпанию за нарушение антимонопольного законодательства. А что Аэрофлот? Правильно, ничего. Или недавно кто-то там радовался: S7 проиграла суд за то, что допустила овербукинг на одном из своих рейсов из Омска, когда пассажира сняли с рейса. Я ни в коей мере не оправдываю авиакомпанию за такое действие, на месте данного пассажира я тоже добивался бы справедливости. Но до этого не раз в сети проходили жалобы на Аэрофлот, допускающий такие же овербукинги на многих рейсах. А кто-нибудь слышал, что на Аэрофлот кто-нибудь за это подал в суд. Да, я тоже не слышал.
Ладно, я отошел от темы.
К чему я все это.
Вчера пришла новость.
30 мая, AEX.RU – Альфа-Банк объявил об итогах проведения процедуры подачи оферт в связи с отчуждением находящихся в федеральной собственности обыкновенных акций ОАО «Авиакомпания «Сибирь» в размере 25,5% от уставного капитала, сообщает пресс-служба банка.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 1916-р от 03 ноября 2011 г., Альфа-Банк был назначен единственным исполнителем государственного заказа на организацию и осуществление от имени Российской Федерации отчуждения находящихся в федеральной собственности обыкновенных акций ОАО «Авиакомпания «Сибирь» в размере до 25,5% от уставного капитала общества.
В рамках процесса предварительного маркетинга в феврале 2013 г. Альфа-Банк уведомил широкий круг профильных инвесторов о существующих инвестиционных возможностях, направив соответствующие информационные материалы. В результате ряд инвесторов подтвердил свою потенциальную заинтересованность в возможном приобретении пакета акций ОАО «Авиакомпания «Сибирь».
Публичный этап процесса продажи пакета акций был начат 21 марта 2013 г. посредством публикации информационного сообщения о начале процесса в газете «Ведомости», а также на сайте Альфа-Банка. После публикации информационного сообщения, Альфа-Банк получил от потенциальных инвесторов 4 заявки о заинтересованности в участии в тендерном процессе. Из них квалификационные документы для участия были предоставлены Альфа-Банку только от ЗАО «Группа компаний С 7» и консорциума компаний ООО «Еврофинансы-Недвижимость» и ООО «Фондовые стратегические инициативы».
По результатам подачи улучшенных оферт, ЗАО «Группа компаний С 7» была заявлена максимальная цена в 1 133 084 620 рублей за отчуждаемый пакет акций. Премия к минимальной стартовой цене составила 11 039 620 рублей.
Покупатель, цена и иные существенные условия отчуждения подлежат утверждению распоряжением Правительства Российской Федерации.