И все-таки American Horror Story несколько необычный сериал. Конечно, он сильно жанровый, потому наверняка его никогда не покажет ни один эфирный телеканал. Но, тем не менее, есть в нем что-то такое, что привлекает, иначе его не смотрели бы многие, иначе в нем не было тех актеров, которые уважаемы в своей среде. Что может заставить, например, Джессику Лэнг, что называется, «подписаться» под этот проект, если он ничем ее не привлек – и как актрису, и как зрителя. Хотя, конечно, American Horror Story – американский сериал, именно американцы способны его понять, понять весь смысл происходящего на экране, каждую минуту и секунду хронометража. Американское телевидение выдает немного телепроектов с тем или иным успехом, взять хотя бы более-менее популярное «Сверхъестественное». Мы воспринимаем все в несколько отстраненно, потому что нам говорят, что все это – байки. Так оно и есть. Только эти истории могут быть восприняты и поняты только американским зрителем, как былины про Добрыню Никитича и Змея Горыныча может воспринять только российский зритель.
В Asylum столько всего, что его сложно понять. Сумасшествие вкупе с ужасом реальности в виде маньяка-убийцы, непонятные истории с пришельцами из космоса, совершающими опыты над людьми, смешанные с реальными историями леденящих душу, опять же, опытов над людьми, проводимых безжалостным нацистом-мясником, под молчаливое согласие священнослужителя и… люди. Множество людей, здоровых физически и не совсем, здоровых психически и кого здравый смысл покинул раз и навсегда. Люди хорошие и не очень, совершающие правильные, не совсем правильные и совершенно неправильные поступки, готовые на все, чтобы мир вокруг жил по тем правилам, которые они считают правильными. Люди сами по себе жестоки, а тут еще сам дьявол решил навестить богом забытое место, с тем, чтобы это самое место погрязло в самом себе, чтобы люди, здесь оказавшиеся, сломались и никогда уже не смогли стать теми, кем они могли бы стать.
Но, как известно, есть сильные личности, которые способны не сломаться, что бы с ними не происходило по жизни и какие бы испытания не возникали на их пути. Для того, чтобы выбраться из жизненного омута, им не нужно самоутверждаться за счет других людей или угождать собственным амбициям, позабыв или заставив себя не обращать внимание на собственные жизненные принципы и ценности. Они достигают душевного спокойствия лишь тогда, когда понимают, что любящие и любимые в безопасности, а людям, которым требуется помощь, эта помощь оказана – даже если в свое время эти люди по отношению к ним самим такого поступка не совершили бы. Сильные личности по-настоящему счастливы, потому что заботятся не только о себе самих.

Большую часть сезона смотришь этот сериал и задаешься вопросом – а зачем? Все свалено в кучу, что иногда кажется – а не слишком ли много пространства авторы сериала оставляют, что называется, для размышлений? Что происходит в реальности, а что – в психически неуравновешенной голове персонажа? Что фантазия человека, а что – дело рук человека, которого и человеком назвать трудно?
Но заключительная серия сезона дает какое-то умиротворение, что ли. В первых сериях персонаж Джессики Лэнг заставляет ненавидеть себя, но почему-то не хочется этого делать, и непонятно – то ли есть в этом какой-то подвох со стороны сценаристов, то ли личность актрисы не позволяет таких крайностей. А в конце все кажется правильным, как-будто мозг после 13 серий сумасшествия наконец-то получил возможность отдохнуть и расслабиться. Так не бывает.

Такие сериалы нужно смотреть в ограниченных дозах, но смотреть нужно. Хотя бы чтобы понять, что правильно в этой жизни, а что – не совсем.