![](http://s40.radikal.ru/i090/1107/f6/591c21f156e0.jpg)
Я не последователен в своих киновкусах. Это факт. Когда меня спрашивают, какой жанр кино мне нравится, я затрудняюсь ответить на этот вопрос. Это, наверное, минус.
Положительная сторона в этом тоже есть - я не зацикливаюсь на каком-то определенном жанре.
Но дело в том, что это не совсем так. Я очень люблю "Секретные материалы", мне понравился "Вспомни, что будет", я с интересом смотрел "Визитеров". Но "Звездные врата", "Звездный путь" и иже с ними меня не привлекают. Я не сел и не посмотрел ни одной серии этих сериалов, лишь несколько раз "натыкался" на них на кабельном AXN Sci-Fi, переключая каналы.
Мне очень нравилось "Сверхъестественное" (хотя сейчас, чувствую, имеет место привычка), жесть, как понравился совершенно непредсказуемый финал "Острова Харпера" (об этом мини-сериале я еще напишу подробнее). С неким ужасающим меня самого интересом посмотрел все части "Пилы" (на этом фильме я тоже надеюсь остановиться подробнее). Но жанр ужастика как таковой, наверное, мне не нравится, потому что новые "Пятница,13-е" и "Кошмар на улице Вязов" были фильмами для одного просмотра.
Просто я меняюсь - это очевидно. В детстве до дыр пересматривал первые два фильма из серии "Один дома" - одни из немногих комедий, которые заставили меня хохотать до упаду. Но в прошлые новогодние каникулы, когда Первый канал традиционно поставил в эфир эти, безусловно, семейные комедии, я телевизор смотреть не стал. Пока семья в лице мамы и сестры хохотала под приключения маленького Кевина, я брезгливо отводил взгляд от очередной откровенной картинки в фильме очередной серии "Пилы".
Могу сказать, что жанр "комедия" меня почему-то не привлекает. Хотя все без умолку хвалят "Как я встретил вашу маму", "Теорию большого взрыва" и "2,5 человека", а про Glee я вообще молчу (хотя, как я чувствую, тренд последнего уже прошел). В общем, не знаю...
Стараюсь, конечно, не отставать от трендов - качаю "Терминатора 4" (хотя до сих пор не посмотрел), смотрел последнюю часть "Обители зла". Но...
То же самое про фэнтэзи. Мне очень нравится трилогия "Властелин колец". "Эрагон" немного слабоват, но в общем понравился, я ждал продолжения, но его, видимо, не будет. Но на "Хроники Нарнии" почему-то не тянет. Хотя посмотреть были все возможности - и диск был у брата, и несколько кабельных каналов, начиная с ТВ3, заканчивая TV1000, ставили его один за другим в эфиры. Не хочу...
многа букофф про фильмПотому, наверное, пошел туда, где жанр особо не выделяется. Потому что его как бы не существует, и оно как бы вне жанра. Авторское кино. До арт-хауса я, конечно, не дошел, да и вряд в ближайшем будущем я в ту сторону потянусь. Но то, что я начал смотреть фильмы, которые иначе, как в кинофестивале не увидишь или в "Закрытом показе" с Александром Гордоном не обсудишь - это факт. Хотя с Гордоном я, конечно, палку перегнул - здесь обычно крутят российское авторское кино, вроде бы богатое на награды различных кинофестивалей, но все же смысл которого до меня редко доходит. Я предпочитаю решить, что смысла нет вообще. Но этого, конечно, не может быть, потому что иначе десятки взрослых и серьезных дядь и теть (или дядей и тетей - как правильно?!) не сидели бы и не обсуждали все это дело, а Первый канал вряд ли раздавал направо и налево по 2,5 часа дорогущего эфира на бессмысленность. Хотя с последним утверждением иногда можно и поспорить...
В общем, сегодня у меня на повестке дня фильм "Молитвы за Бобби". Естественно, американского производства (давайте уже без лукавства скажем, что делать хорошее кино умеют именно американцы).
Конечно, этот фильм привлек мое внимание не из-за моих высоких побуждений начать смотреть американское авторское кино. Каст. Список моих любимых актрис весьма невелик: Джиллиан Андерсон, Джоди Фостер, Лариса Гузеева, Фаина Раневская. Думаю, этот перечень дает некоторое представление о моих предпочтениях. Здесь, наверное, стоит пояснить: хоть мне и знакома кинематографическая разносторонность Андерсон, Фостер и Раневской, но фильма с участием Ларисы Гузеевой я не видел ни одного. Наверное, потому что она не снялась ни в одном американском фильме.
Но я ее знаю по телевидению, и то, что я вижу, мне определенно нравится.
Сигурни Уивер я несколько неуверенно причислял к списку любимых актрис. Потому что я смотрел фильмов с ее участием всего четыре - знающие меня люди догадаются, что это серия "Чужих". Это потом я в образовательно-лингвистических целях посмотрел в оригинале старенький фильм Working Woman, где она сыграла одну из главных ролей. Вру! Еще видел "Точку обстрела" с ее участием. И, предвосхищая вопрос, отвечаю: нет, "Аватар" я не смотрел и пока не собираюсь. Опять же - не привлекает. Пародийной версии в программе "Большая разница" на Первом канале мне вполне хватило! ![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Но "Молитвы о Бобби" полностью изменили мое отношение к Сигурни Уивер. Она потрясающе сыграла в этом фильме, просто потрясающе! Теперь в список любимых актрис я теперь без сомнения буду добавлять.
Кино. Учитывая, что к этой теме у нас относятся весьма и весьма, скажем так, холодно, вряд ли этот фильм когда-либо попадет на экраны федеральных каналов. И вряд ли у нас состоится релиз на DVD/Blu-Ray (о чем я говорю?! В России до сих пор нет лицензионного издания в свое время бывших очень успешными "Секретных материалов"?!). Я говорю о теме нетрадиционной сексуальной ориентации. Хотя, чего это я? Ведь в 2005-м была "Горбатая гора"...
Итак, фильм рассказывает о семье набожных католиков (или протестантов - прошу прощения, я не различаю эти два религиозных течения христианства), в которой один из сыновей оказывается геем. Сам он очень долго не понимает и не принимает этого в себе. У него вроде бы как есть девушка, которая даже согласна на то, что целомудренные девушки отвергают. Но его тянет к парням.
Учитывая набожность семьи, Бобби (так зовут парня) боится об этом кому-либо сказать. На первый взгляд непонятно, почему именно боится. Кстати, это еще один повод для размышления - почему зачастую дети боятся сказать правду родителям? Почему родители - не лучшие друзья детей? Судя по моему опыту, могу лишь сказать, что завоевывать доверие ребенка нужно с самого детства. Но в большинстве случаев отношения поколений строится на авторитарном режиме, потому что российский родитель, в случае чего, сразу наказывает. А нужно еще говорить, слушать и слышать...
То же самое, по всей видимости, было и в семье Бобби. Правда, российская ментальность, в отличие от приведенного выше примера, здесь заменена на глубокую набожность, которая, в свою очередь, является попыткой сместить акценты взаимоотношений в семье. Всегда ведь проще сказать: "нужно поступить так, потому что так говорится в священном писании" или наоборот "так поступать нельзя, потому что это грех". Всегда проще делить мироздание на черное и белое. А позже уже станет ясно, что глубокая набожность, которая станет одним из центральных конфликтов, разбираемых в фильме, присуща только матери Бобби. Но при этом вся семья считается набожной, потому она построена прежде всего на твердости характера женщины. Между прочим, психолог, к которому родители сначала отправили Бобби (решив, что психолог должен излечить его от болезни гомосексуализма), сразу определила атмосферу в семье. Но почему-то сразу привязала эту атмосферу к своему "пациенту", отметив: гомосексуализм развивается, когда отец отстранено участвует в воспитании, а мать тиран.
Родители, в особенности, мать Бобби, пыталась исправить своего сына всеми возможными способами. И психолог был лишь одним из первых этапов "излечения". Наслушавшись этого самого психолога, мать попыталась еще больше сдружить отца с сыновьями (у Бобби есть старший брат), отправила их на пикник. Но наводить мосты с детьми, когда дети уже давно сформировались как личности, довольно трудно. И успеха эта затея не приносила.
Затем мать Бобби попыталась наладить личную жизнь сына, так сказать, направив ее в нужное русло. В качестве примера - вечеринка. Но Бобби, который косвенно вынужден был признаться семье, что он гей, боится признаться в этом самому себе и обществу.
Все эти внешние факторы вроде бы можно принять. Каждый человек вне дома каким-то чутьем готов принять тот факт, что его ждут какие-то внешние угрозы. И эти угрозы вне дома человек в большинстве случаев готов отразить. Дом же является той крепостью, в которой тебя окружают родные и любимые, от которых ты ждешь только поддержки, но не в коем случае какой-либо угрозы. Дома ты пытаешься забыться, забыть все то, что тревожит тебя. Но когда по всему дому расклеены стикеры в цитатами из Библии, призывающими пойти на путь исправления и исцеления от соблазна, трудно жить в ладу с самим собой.
Проблема родителей Бобби и прежде всего его мамы была в том, что они не понимали одного - их сын уже прошел те этапы, по которым они пытались его протащить. Он уже уговаривал себя, что гомосексуализм - это ненормально. Он уже пытался встречаться в девушкой и даже на полном серьезе. Он уже искал ответы в Библии. Но этих ответов нигде не было. А их и не должно быть нигде! Библия, Коран - там написано то, что каждый хочет там прочитать. Там даны ответы на вопросы - ответы, которые ты хочешь услышать. И трактовать каждый может по-разному. Ответы на вопросы нужно искать в самом себе! Этого-то родители и не смогли объяснить своему ребенку!
А ребенок проходил все этапы молча. Родители с одной стороны ослепленные верой, с другой - самоотстранившиеся от возникающих проблем, не видели этого. А ребенок дошел до самоубийства! Только ему не хватило смелости на этот поступок. Но этот недосовершенный поступок заставил обратить внимание членов семьи к Бобби. Процесс запущен.
После продолжительных мытарств Бобби находит поддержку в своей кузине, которая живет в большом городе (если я правильно помню, Нью-Йорке - фильм смотрел месяца полтора назад) и, соответственно, ей не присущ консерватизм в этих вопросах. Хотя, надо отметить, консерватизм не был присущ и родным Бобби. Кроме матери. Правда, здесь не следует путать отсутствие консерватизма в вопросах обсуждения сексуальной ориентации подростка с безразличием. Честно говоря, отношение отца мне показалось безразличным. Нет, он любил сына, и вторая часть фильма тому подтверждение. Но ему было безразлично, гей он или не гей. Не знаю, удивился ли бы он, если бы ему сказали, что его сын - инопланетянин... Брат и сестры Бобби... Они не отстранились от Бобби. Они его любили так же, как и прежде. Но, наверное, слишком велико было влияние мамы - не в том плане, что у них не было собственного мнения, а в плане того, что это мнение маму не интересовало - у нее было собственное видение вопроса.
Наконец, Бобби с помощью кузины начинает принимать в себе тот факт, что он - гей, и что это не болезнь, и это не небесная кара, и не испытание, которое тебе ниспослали свыше. Это ты сам. Бобби переезжает к кузине в Нью-Йорк... Сначала на двухмесячные каникулы.
Кстати, личность матери очень хорошо показана в момент отъезда Бобби в Нью-Йорк. Он едет на рейсовом автобусе, вся семья его провожает. "Езжайте осторожно!" - говорит героиня Сигурни Уивер водителю рейсового автобуса! ВОДИТЕЛЮ РЕЙСОВОГО АВТОБУСА, для которого ехать осторожно - работа! Но мать Бобби предпочитает убедиться, что все происходит под ее личным контролем.
В Нью-Йорке Бобби находит свою... любовь. Это он так считает. А это всего лишь первая попытка принятия себя таким, какой ты есть. За два месяца каникул Бобби, не оставляя попыток заставить мать принять его таким, какой он есть, отправляет ей открытки, специальные книжки. Для Бобби очень важно мнение матери. Я не знаю, может, он просто чувствовал нормальное восприятие остальных членов семьи? Или именно мнение матери было очень важно для него? Но в любом случае в конце двух месяцев каникул Бобби был вполне счастливым подростком, в жизни которого вроде бы ничего облачного не намечалось.
Но мать Бобби этого не приняла. И когда Бобби осознал, что это физически невозможно, он принимает решение совсем перебраться в Нью-Йорк. А мать даже не говорит ему "До свидания!". Если бы она знала, что произойдет, она не стала бы этого делать...
Потому что в Нью-Йорке много таких, как Бобби. И первая измена его бойфренда становится для него трагедией. Трагедией непреодолимой. В традиционных парах все нормально - люди сходятся, расходятся, набираются опыта. Возможно, так должно было произойти и здесь. Но Бобби чувствует немое присутствие матери, которая считает гомосексуализм - это поддаться соблазну, искушению, это грех. Неудача в личной жизни воспринимается парнем более остро, потому что все вопросы, на которые он вроде бы дал вразумительные ответы, в одночасье снова становятся перед ним стеной. Парень кончает жизнь самоубийством...
Конечно, вина за самоубийство сына полностью лежит на родителях. Однажды он уже пытался сделать это, но ему не хватило духу. Но тогда, вместо того, чтобы отвести сына к психологу и выявить причины склонности к суициду, они ищут причины и пути исцеления его "неправильной" сексуальной ориентации...
Казалось бы, на этом фильм закончен. Но на этом фильм только начинается. И только посмотрев вторую половину этого фильма осознаешь, что он не о нетрадиционной сексуальной ориентации. Точнее, не только об этом. Это фильм о религиозном фанатизме, это фильм о родительском безразличии, это фильм о проблеме суицида в среде подростков.
Подробнее о каждой проблеме.
К сожалению, самоубийства, судя по криминальной хронике, нередки. Нередки они и в среде подростков. Почему это так происходит? В чем смысл подросткового суицида? Нет, не в разбитом сердце и не в несчастной любви. Это все повод. Хотя, нет, наверное, я путаюсь в определениях. Это причина. Но какова цель?
Был в прошлом году такой сериал на Первом канале - "Школа". Социальных аспектов в этом проекте было предостаточно, это тема для отдельного поста, но я хочу остановиться на самоубийстве главной героини сериала. Характеризуя такое завершение этого сериала, часто цитировали одну фразу из одноименного фильма - "Все умрут, а я останусь". Но в случае самоубийства - наоборот. Все остаются, а ты умираешь. И то, что тебя нет среди этих "всех" должно - по мнению подростка - заставить их жить с вечным чувством вины. Это такой тип юношеского максимализма - я убью себя, а вы потом будете по мне горевать. Но это ведь не очередной опыт, поставленный в кабинете химии - ты никогда не узнаешь, горюет ли по тебе хоть кто-то и винит ли кто-то себя в твоем самоубийстве.
В фильме "Молитвы к Бобби" немного другая ситуация. Здесь самоубийство - это бегство от проблемы. Существовала проблема, от которой Бобби предпочел убежать в Нью-Йорк. А потом, когда понял, что попытка реального бегства не удалась, спрыгнул с моста.
Но в обоих случаях неизменно одно: самоубийство - это чистой воды эгоизм. В любом случае, человек думает только о себе. В первом случае он таким образом привлекает к себе внимание, вернее, пытается это сделать, во втором - считает, что только он может чувствовать боль. А это совершенно не так - и мы видим это, когда нам в глубоких тонах показывают, как страдает вся семья Бобби...
Религиозный фанатизм. Как-то читал в интернете о результатах какого-то исследования. В общем, провели психологическое исследование людей, верующих и атеистов. Оказалось, что, якобы, те, кто верят в Бога, в большей мере позитивны по жизни, менее склонны к депрессиям, с оптимизмом смотрят на жизнь; атеисты же в полной противоположности верующим. Верить в кого-то или в что-то - личное дело каждого. Главное, чтобы религия не становилась глухим следованием и не перерастало в фанатизм.
Мать Бобби не могла понять сына как раз из-за того, что была в полной власти религиозного фанатизма. Она читала Библию и в каждой строчке видела подтверждение тому, что гомосексуализм - это страшный грех. Это не просто навязанное верование - это было для нее смыслом жизни, мироощущением, смыслом мироздания. Это ее жизненный уклад. В этом была вся она - женщина по имени Мэри Гриффит. И человека, которая ломает сам себя, чтобы добраться до истины - такого можно действительно назвать сильным человеком. Таким человеком и стала мать Бобби.
Большой плюс фильма в том, что он не стал катиться к простому "гомосексуализм - это нормально, всем спасибо, все свободны!". Фильм показывает весь процесс "ломки" сознания отдельно взятого человека, имеющего определенное отношение к существующей проблеме. Знаете, посмотрев фильм, я подумал: точно также в эпоху Возрождения люди ломали свои стереотипы и принимали тот факт, что Земля на самом деле круглая. Мэри прошла путь от простого непринятия до полного понимания. Это помогло не просто понять то, что чувствовал ее сын - это помогло ей сохранить собственную семью, которая не могла не дать трещину после самоубийства Бобби...
Надо признать, вторая половина фильма более трагична, чем первая, хоть первая и кончается самоубийством главного героя. Вся трагичность в блестящем актерском исполнении Сигурни Уивер - боже, она еще не получала "Оскар"?!
Фильм не без недостатков. Чувствуется, что он малобюджетный - в первой половине не хватает элементарного саундтрека. Да и местами монтаж слишком грубый - возможно, слишком много вырезали. Но я рад, что это кино попало в поле моего зрения - авторское кино действительно достойно жизни, причем жизни не хуже, чем у голливудских блокбастеров. Хотя, с другой стороны, возможно, эта девственная нетронутость авторского кино и делает его таким привлекательным?
Трейлер фильма:
Скачать ролик | Все ролики к фильму | Информация о фильме...