Пришло время, наконец, обратиться к событиям 28 июля, а то прошло две недели и пошла уже третья...
Напомню, я собирался провести
авиа-эксперимент, купив билет на два рейса S7 Airlines с минимальной стыковкой (которую, впрочем, система бронирования авиабилетов на их сайте сама предлагает), и посмотреть, как поведут себя представители авиакомпании, если вдруг первый рейс будет задержан по тем или иным причинам. Ну, так вот, результаты "эксперимента".
Исходные данные.
1. Рейс GH 1144 Краснодар (Пашковский) - Москва (Домодедово). Плановый вылет из Краснодара в 19:35, плановое прибытие в аэропорт Домодедово в 21:50.
2. Рейс S7 963 Москва (Домодедово) - Павлодар (Казахстан). Плановый вылет из Домодедово в 23:10.
День в Майкопе начался не очень хорошо. Мне нужно было успеть зайти к нотариусу и оформить доверенность, зайти в один банк и получить распечатки платежных поручений, зайти в другой банк и забрать кое-какие документы, зайти на "железный" рынок и купить кран для водопровода и... Еще что-то, не помню уже. Но из этого списка успел только в один банк зайти и оформить доверенность у нотариуса. И когда я собирался еще с коллегами встречаться на прощание (см. предыдущий пост)?!
Прибежал я домой за два с половиной часа до предполагаемого отъезда в Краснодар. Жара неимоверная, жееесть. Пришел домой - воды нет. Приехали! Я еще сидел у нотариуса (вот где я потерял уйму времени!), когда сотрудники между собой переговаривались о том, что у них нет воды - ни горячей, ни холодной. Словно в подтверждение этого факта, на мобильный телефон мне приходит сообщение от МЧС:
МЧС информ! 28.07.12 в результате аварии на водоводе будет ограничена подача воды в г. Майкопе и Майкопском р-не. Восстановление водоснабжения в 9-00 29.07.12. Ну, и контактные данные. Сие пришло в 11:39, когда воды у всех не было. Ну, думаю, засада! Нельзя было аварии случиться хотя бы к вечеру, когда меня уже не будет в городе?! Между тем, сотрудники нотариальной конторы продолжали обсуждать проблему. Зимой в Адыгее были аномальные морозы и тогда из-за морозов тоже была аварии и в Майкопе воды не было, по-моему, около трех дней. А теперь что? - восклицали они. Обычно я лояльно отношусь к проблемам власти, но и сам готов был присоединиться к тому, чтобы публично кого-нибудь осудить.
Утром я благополучно принял душ, потому надеялся, что авария все-таки обошла мою многоэтажку и мой четвертый этаж стороной. Но не тут-то было - воды не было.
Приехали ко мне провожать меня мама, сестра, троюродная сестра и ее 10-летняя дочка. И сидели же они и смотрели, как я собираю чемодан. Это было что-то!!! Считали вплоть, простите, до количества трусов, которые я положил в чемодан. Но я доволен - хотя бы покормили перед отъездом от души.
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Я бы точно не поел...
В четыре часа дня я сел в новенький Volkswagen своего товарища, и мы выдвинулись в Краснодар.
читать дальшеЧестно говоря, морально я приготовился к тому, что рейс из Краснодара будет задержан. Я внимательно следил за статистикой пунктуальности рейса 1144 накануне в течение недели, и она была неутешительна: все эти дни, начиная с понедельника, рейс 1144 прибывал с задержками (связанными прежде всего с задержками парного рейса 1143 в Краснодар), два дня из них совсем критичными - с прибытием в 22:50 и позже, что полностью исключало возможность успеть на следующий рейс в Павлодар. Правда, накануне в пятницу парный рейс 1143 в Краснодар вылетел вовремя, хотя обратно он прибыл с получасовым опозданием.
Я также не исключал такого варианта, что я все-таки успею пересесть на следующий рейс (ну, мало ли, можно будет на регистрации предупредить или представителям в Краснодаре сказать), а вот мой багаж не успеют перегрузить в другой самолет. Поэтому перед регистрацией и сдачей багажа, я взял из чемодана все самое необходимое, а еще наклеил на него специальную наклейку, на которой написал свои контактные данные (их специально клеят на чемоданы на случай потери багажа).
Кстати, стоит заметить, что в Краснодаре теперь крутая машина по упаковке багажа. Правда, крутая она потому, что внушительных размеров и занимает много места. Ну, и круто же, когда ручной труд заменяется на машинный. Таких даже в Домодедово нет, а ведь московские аэропорты по идее должны быть флагманами новых технологий. До этого я такую машину видел в аэропорту Сочи, когда вылетал оттуда в мае текущего года. Я еще тогда хотел о ней написать, но дорожные заметки тех дней так и не обрели поста в ЖЖ и на дайри.
В общем, стоит отметить, что производительность у машины небольшая, не знаю почему. Во всяком случае, вручную молодые люди быстрее упаковывают чемоданы, чем эта машина (хотя надо заметить, что сочинская упаковочная машина была еще медленнее краснодарской).
Кстати, вот как выглядел мой чемодан (уже после прибытия в пункт назначения, потому немного потрепанный), упакованный в фирменную чемоданную упаковку краснодарского аэропорта:
![](http://i038.radikal.ru/1208/d8/e41713245749t.jpg)
![](http://s019.radikal.ru/i617/1208/6d/a74c878f6e70t.jpg)
![](http://i062.radikal.ru/1208/68/ad80abb031f0t.jpg)
![](http://s019.radikal.ru/i602/1208/cf/50f787293f2ct.jpg)
На упаковке виден логотип "БазЭл Аэро" - это оператор краснодарского и сочинского аэропортов (так что аппарат, наверное, появился в обоих аэропортах синхронно).
Ну, это было лирическое отступление. Вернемся к рейсу.
На оба рейса я зарегистрировался онлайн на сайте S7 Airlines еще будучи в Майкопе. Раньше я никогда не регистрировался онлайн. Причина банальна - бухгалтерия не приняла бы отчет с маршрутной квитанцией да еще и с посадочным талоном, распечатанным в домашних условиях на принтере. Но, решив, что я должен быть первопроходцем и в деле освоения таких вот посадочных талонов (в конце концов, отметка службы безопасности аэропортов ведь на талонах будут; дело в том, что в свое время я был первым в нашей компании, кто в отчетности прикладывал не обычные авиабилеты, а маршрутные квитанции электронных билетов), я в субботу утром зарегистрировался на оба рейса. Даже распечатал оба посадочных талона на цветном принтере на фотобумаге - чтобы наверняка, как говорится.
В краснодарском аэропорту не оказалось отдельной стойки регистрации, где можно было бы сдать багаж тем, кто уже зарегистрировался онлайн. Зато есть стойка регистрации для пассажиров, у которых нет багажа.
Кстати, о краснодарском аэропорте. Много читаю о реконструкциях различных российских аэропортов, но что-то ни разу не слышал о соответствующих планах относительно краснодарского. Я говорю не о взлетно-посадочной полосе и рулежных дорожках (хотя они тоже важны), а именно о терминалах. А здесь расширяться ой как надо! Рейсов в летнее время много, пассажиропоток все растет, а аэропорт явно не справляется с таким трафиком. Об этом, кстати, еще зайдет речь. А пока отмечу, что в зале ожидания перед в "нестерильной" зоне яблоку было негде упасть.
В аэропорту всего лишь шесть стоек регистрации. Раньше они были под конкретные рейсы, а сейчас, слава богу, догадались и сделали общие. То есть, все стойки регистрируют на все текущие рейсы. Иначе очереди были бы неимоверные, они и при таком раскладе, надо сказать, нехилые.
А я между тем ждал свой рейс. Я подписался под смс-рассылку статуса рейса 1144 и парного 1143 из Домодедово, чтобы быть готовым к любым нюансам. И что вы думаете?
Я люблю летать. Нет, не так: я ОЧЕНЬ люблю летать. Люблю аэропорты, больше остальных Домодедово, чуть меньше аэропорт Астаны... Летаю так часто, сколько позволяет работа, хотя, учитывая, что в программе лояльности S7 Priority я серебряного статуса ни разу не достиг, количество полетов с S7 Airlines точно меньше 20 в год. Но вместе с авиакомпанией Air Astana оно точно доходит до трех десятком. Кстати, альянсу oneworld следовало бы обратить внимание на эту авиакомпанию, пока Star Alliance ее не "прихватизировал". Сочетание британского роскоши, шика и среднеазиатской изюминки сделали из этой авиакомпании то, к кому всегда хочется вернуться...
Ну, так вот, я люблю летать. Летал бы круглые сутки, если бы не надо было зарабатывать на жизнь... Но и тем не менее летаю относительно часто с 2008 года. Может из-за моей большой любви к перелетам, может, из-за того, что я с восторгом и уважением отношусь ко всему, что связано с гражданской авиацией, может, вообще просто само по себе, но как бы то ни было с 2008 года я ни разу не попадал в форс-мажорные обстоятельства. Все задержки рейсов, все нарушения стыковок, все потери багажа - все это обходит меня стороной. Была при мне один раз 4-часовая задержка рейса из Алматы в Актобе (авиакомпания AirAstana), когда я чуть не опоздал на важную рабочую встречу (точнее, я на нее опоздал, но, созвонившись с клиентом, я предупредил, что опоздаю, и мне пошли на встречу). Ну, так вот. Я опаздывал на встречу, а рейс все откладывали да откладывали то полчаса, то на час, при этом по громкой связи о нашем рейсе было полное молчание. Да, было неприятно, встреча была действительно важной. Но я не бился в истерике, не орал на представителей авиакомпании или сотрудников аэропорта, требуя обратить внимание на себя любимого. Никто из пассажиров вообще не выказывал нетерпения и уж тем более ярости или чего-то подобного. И все решилось благополучно: клиент пошел мне навстречу, сделка не сорвалась, а авиакомпания хоть и с 4-часовым опозданием, но благополучно доставила меня до пункта назначения. Или когда на один из рейсов S7 Airlines меня не зарегистрировали, потому что был овербукинг (перепродажа билетов, когда количество проданных билетов превышает количество мест в салоне). Я не стал истерить (хотя надо было срочно лететь), и все было решено благополучно - полетел в салоне бизнес-класса, не доплачивая за это (правда, я не исключаю, что если бы меня в итоге не пустили на рейс, я бы точно поднял скандал).
В общем, это, наверное, закон жизни - ты сам притягиваешь к себе или негатив, или позитив. И из этого складывается все то, что с тобой происходит.
Рейс 1143 по маршруту Москва-Краснодар вылетел из Домодедово вовремя и приземлился в Краснодаре на пять минут раньше планового времени. То есть, можно было выдохнуть. Что я, собственно, и сделал.
Объявили начало регистрации на мой рейс. Я был наготове, поэтому попал к первой стойке регистрации первым. Женщина на стойке регистрации, взяв мой паспорт, заметила, что я уже зарегистрировался на рейс, тем не менее, распечатала мне посадочные талоны на оба рейса (и как я не догадался раньше, можно было ведь всегда так делать!!!). Багаж зарегистрировали до Павлодара.
Пройдя предполетный контроль досмотр, я поднялся на второй этаж аэровокзала в "чистую" зону. Здесь тоже было многолюдно: был рейс в Уфу авиакомпании "Ямал", был рейс ИрАэро в Иркутск с промежуточной посадкой в Омске, был рейс Аэрофлота в Шереметьево, ну, и наш рейс в Домодедово. Кстати, всегда в небольших аэропортах замечаю, точнее, складывается ощущение, что на рейсы S7 больше пассажиров, чем, например, у Аэрофлота или ЮТэйра.
Я все-таки нашел место, где присесть, и начал обзванивать некоторых друзей, с которыми не успел попрощаться накануне. Заметил прилетевший зеленый Boeing 737-400 авиакомпании S7 Airlines, почему-то выруливший на стоянку со стороны аэропорта (но тогда я не придал этому значения).
И вот, пассажиры то одного, то другого рейса были приглашены на посадку в автобусы (телетрапов в краснодарском аэропорту нет и не будет), а нашего все нет и нет. Я заметил, что в посадочном талоне время посадки в самолет указано 18:55, хотя сам вылет в 19:35, чему я удивился. Собственно, время давно уже перевалило за 18:55 и критически приближалось к 19:35, а приглашения на посадку все не было. Наконец, только где-то в половине восьмого пригласили на посадку. В чем же проблема?
А в том, что аэропорт Краснодара не справляется с трафиком! Выход на посадку №1, у нас проверяют посадочные талоны и отрывают отрывную часть, мы спускаемся вниз, выходим на улицу, где должен стоять автобус, который отвезет нас к трапу самолета. А автобуса нет! Люди стоят на улице и ждут. Смотрю, выворачивает Кобус (это такая марка автобуса), но он едет к Airbus A321 Аэрофлота, который только прилетел из Шереметьево. Наконец, автобус подают, но маленький, туда, естественно, все пассажиры рейса не помещаются. В общем, пока все пассажиры уселись в самолет, было уже без четверти восемь.
Самолет "сдает" назад, двигатели запущены, вроде бы сейчас должны уже выруливать на рулежную дорожку. Но нет, с места резко трогается стоявший рядом Як-42 "Авиалиний Кубани", и мы ждем, пока он вырулит. Потом выруливаем мы. Видимо, на основной рулежной дорожке какая-то реконструкция, потому что выруливали на ВПП мы с другой стороны.
Вылетели мы где-то в 20:05. Хотя от S7 пришла смс-рассылка, что рейс 1144 вылетел из Краснодара в 19:52. Кстати, смешно получилось: я получил два сообщения. В одном утверждалось, что рейс 1144 вылетел из Краснодара в 19:52, в другом - что в 19:50. Путаются в показаниях?!)))
Кстати, с рейсами в Краснодар в S7 Airlines все-таки неправы. Например, рейс 1143 вылетает из Домодедово в 16:40 и прилетает в Краснодар в 18:55. Обратный рейс 1144 вылетает в 19:35, то есть, уже через 40 минут после прибытия. Я, конечно, понимаю, что технологии наземного обслуживания рейсов не стоят на месте, и время обслуживания сокращается. Но Краснодар - серьезно? Насколько я знаю, рулежная дорожка на краснодарском аэродроме одна из самых длинных - около двух километров. Плюс трафик, из-за чего, как тогда, даже автобусы не могут подать вовремя к посадке на рейс. Все это должно было бы заставить ставить время между рейсами никак не меньше одного часа, но не 40 минут! Я думаю, из-за этого вечерние рейсы из Краснодара все время опаздывают.
В салоне.
У меня было место 5D. Рядом села девушка примерно моего возраста. Позже оказалось, что место 5F свободно, потому девушка туда пересела. Об этом чуть позже.
Я не человеконенавистник, но все же скажу: люди - бараны! Идет посадка на рейс. Посадка ведется через вход в передней части самолета. В Боинге 737-400 не меньше 27 рядов. Посадка только началась, основная масса только входит в салон и толпится на трапе и возле него. Наблюдаю картину: подходит пассажир, у которого место 5В, останавливается на проходе, в результате чего все другие пассажиры, которые шли за ним, естественно, останавливаются. Не спеша пассажир запихивает свой чемодан, который вполне можно было сдать в багаж, на багажную полку. Точнее, он пытается это сделать, но там уже лежат вещи других пассажиров, поэтому его чемоданище на полку не помещается. Опять же, не спеша пассажир поворачивается, находит свободную полку с противоположной стороны, запихивает, наконец, туда чемодан. Потом снова не спеша снимает пиджак, который был на нем, аккуратно сворачивает его, кладет на полку. Потом снова лезет на багажную полку, вытаскивает свой смартфон с наушниками, и только после этого освобождает проход и садится на свое место. На все это время, как мне показалось, ушло минут пять, наверное. И все это время добрая сотня пассажиров (как я уже сказал, посадка только началась) ждала, пока один пассажир будет вить гнездо в салоне! П***ц, товарищи! Извините, конечно, но других слов нет.
Самолет Boeing 737-400, бортовой номер не запомнил (точнее, не обратил внимание). Этот лайнер, наверное, один из тех, в салоне которого первоначально не было бизнес-класса, потом его все-таки переоборудовали, поставив 8 мест бизнес-класса. Хотя надо сказать, кресла были не кожаные, так что, возможно, это один из тех лайнеров, которые были поставлены в парк S7 Airlines от обанкротившейся венгерской авиакомпании Malev. Мне Боинги не очень нравятся, я комфортнее себя чувствую в Аэробусах. Хотя, надо сказать, некожаные кресла - это кайф! Нужно, как говориться, наслаждаться, пока есть возможность...
Самолет только начал выруливать на ВПП, как столик на месте 5Е вдруг выпал. Девушка, сидевшая здесь, попыталась закрепить столик, но у нее ничего не получалось. Конструкция была расшатанная, потому столик держался буквально на честном слове и при каждой встряске выпадал. Я первое время все пытался его закрепить, но он снова и снова падал. Наконец, когда надоело, мы с девушкой каждый со своей стороны стали просто-напросто придерживать рукой столик - на время взлета. Когда же самолет набрал высоту, я кое-как столик закрепил, а девушка пересела на место 5F от греха подальше. Когда мимо проходила бортпроводник (которую я первоначально принял за старшего бортпроводника), я обратил ее внимание на эту проблему, попросив закрепить столик. Она сначала подумала, что речь идет о сиюминутной процедуре, но я сказал, что просто так ее не закрепить, и сделать это нужно после рейса. Она поблагодарила, запомнила место и ушла. Позже, перед снижением к нам подошла уже старший бортпроводник, проверила столик, сначала решила, что проблем никаких нет, но потом заметила в чем дело и, сказав "Спасибо", тоже ушла.
Думаю, к следующему рейсу столик должны были поправить.
Между тем, несмотря на поздний вылет из Краснодара, зелененький Boeing 737-400 приземлился в Домодедово ровно по расписанию (хотя, судя по смс-рассылке статуса рейса, приземлились мы в 21:59 против 21:50 по расписанию). Опять же, мне повезло: самолет подогнали к телетрапу, так что я, сидевший на пятом ряду, очень быстро попал терминал. Долго мы блуждали по незнакомым мне "переулочкам" аэропорта, пока не дошли до знакомого мне сектора прилета внутренних авиалиний. Хотел было отправиться к трансферный зал, но... Я еще накануне подумал, а есть ли возможность перехода из сектора прилета внутренний линий в сектор D вылета, где обслуживаются рейсы в Казахстан. Проверено на собственно опыте. Так что внимание, через трансферный зал прилета внутренних линий НЕВОЗМОЖНО попасть в сектор D на вылет рейсов в Казахстан!
С этим я тоже быстро разобрался, благо, получать багаж не надо было. Быстро прошел к сектору D, и вот тут-то все и началось.
Если я правильно помню, в 2011 году между Россией и Казахстаном в рамках Таможенного Союза было отменено таможенное оформление. В связи с этим рейсы из/в Казахстан в аэропорту Домодедово были переведены в сектор внутренних авиалиний. Оно и понятно: вон с Белоруссией у нас давно нет ни таможни, ни миграционного оформления, так что рейсы в Минск давно считаются внутренними рейсами.
Но в случае с Казахстаном все пошло, простите, через одно место. Таможню отменить отменили, а до отмены миграционного оформления страны еще не созрели (и, похоже, созреют нескоро). Рейсы перевели в сектор внутренних авиалиний, для этого сектор D на вылет разделили на две части, в одной части продолжили выполнять внутрироссийские рейсы, а в другой поставили два "окна" (точнее, два по два - четыре) для паспортного и миграционного контроля. И что тут началось! Очереди были страшные! Так получается, что Трансаэро и S7 Airlines выполняют свои рейсы в Казахстан примерно в одно время, так что столпотворение стояло еще то! Чтобы пройти вовремя, нужно было как минимум за час не просто пройти регистрацию, а пройти непосредственно в сектор D. Позже весь сектор D на вылет отдали на Казахстан, и теперь здесь три окна (три по два - шесть) паспортно-миграционного контроля, что, тем не менее, не решило проблему с очередями. Я был в секторе в 22:05, и тем не менее, смог пройти паспортный контроль тогда, когда сотрудники аэропорта начали вопить, чтобы пассажиры на рейс в Павлодар проходили вне очереди. Это аццкий ад просто! Из шести "окошек" к моменту моего прихода работали только четыре, чуть позже появился пятый. Но это не помогало. Реймы Трансаэро на Алматы, Караганду, Шымкент, рейсы S7 Airlines в Павлодар, Усть-Каменогорск. Как я уже сказал, я и многие другие пассажиры смогли пройти паспортный контроль лишь тогда, когда стали вызывать пассажиров на конкретный рейс. Неорганизованность полная! И громкая связь в секторе совершенно негромкая, вообще ничего не было слышно!
Я не понимаю, почему нельзя было оставить рейсы в Казахстан в секторе международных рейсов?! Там "окошек" для прохождения паспортного контроля намного больше, посмотрели по посадочному талону, куда летит пассажир, увидели, что в Казахстан - пропустили безо всяких дополнительных процедур. Так сделали, например, в аэропорту Алматы. И все нормально. Нет, у нас показуха - нужно же сделать казахстанские рейсы внутренними, но подумать мозгами, как это на деле будет выглядеть - не судьба!
На рейсе в Павлодар был Airbus A320. Впервые при мне - до этого всегда был A319.
По прилету в Павлодар одним из первых прошел паспортный контроль и стал ждать багаж.
Аэропорт Павлодара. Недавно здесь была проведена полная реконструкция аэровокзального комплекса, так что его теперь не узнать. все красиво и аккуратно, молодцы!
Но сразу видно, что часть денег, выделенных на реконструкцию аэровокзала, кто-то явно присвоил.
Вылет, сектор регистрации. Три вполне обычные стойки регистрации, не лучше и не хуже тысяч аналогичных, установленных во многих других региональных аэропортах. Я подхожу к стойке регистрации, ставлю свой багаж... на весы, которые стоят между стойками. Стоящий рядом мужчина в форме с логотипом аэропорта называет цифру, которая высветилась на электронных весах, подхватывает мой чемодан, проносит его буквально один метр и ставит на ленту терминал, где его проверяют. С терминалом все нормально, но от стойки регистрации нет конвейера, который отправлял бы багаж в автоматическом режиме на этот терминал.
Первобытно-общинный строй! - говорю я, но, попав в сектор прилета, убеждаюсь, что это был еще не первобытно-общинный строй. Хотя, нет, оставлю такую метафору в характеристике сектора вылета павлодарского аэропорта. И состояние с багажом в зоне прилета назову каменным веком. И не ошибусь! Тут нет ни терминала, ни ленты, ничего. Багаж выгружается из самолета в машину, машина подъезжает к зданию аэровокзала, ОТКРЫВАЮТСЯ ОКНА И ГРУЗЧИКИ ВРУЧНУЮ ВЫТАСКИВАЮТ ЧЕМОДАНЫ ИЗ МАШИНЫ И, ПЕРЕДАВАЯ ИХ ДРУГ ДРУГУ ЧЕРЕЗ ОКНО, СТАВЯТ НА ПОЛ. Даже если ливень. Даже если метель. Даже если минус 40. Даже если ураганный ветер. Самолет-машина-окно-пол. Каменный век! Как можно было провести реконструкцию аэровокзала и не предусмотреть это?! Или хотя бы вместо окна сделали бы двери, что ли!!! Еще раз: п***ц, товарищи!
Ну, а я, наконец, закончу свое повествование и скажу, что и багаж добрался до аэропорт вполне благополучно и нигде не затерялся. Так что мой авиа-эксперимент не удался в том плане, что S7 Airlines выполнила все рейсы вовремя. Мне везет! Вот, например, вчера вечером рейс 1144 прибыл в Домодедово из Краснодара в 23:10 при плановом расписании в 21:50. И если бы я вылетал вчера, на стыковочный рейс я не успел бы...