
Не очень люблю произведения, написанные от первого лица. Обычно, читая книгу, ты становишься свидетелем событий, описываемых в ней, наблюдая за всем как бы со стороны. Если же автор пишет от первого лица, после нескольких страниц текста, пестрящего словами "я подумал", "я почувствовал", "я задумался", волей-неволей примеряешь образ главного героя на себя, его мысли, поступки. Даже если это не так, в произведении, написанном от первого лица, нельзя доподлинно знать о мотивах поступков других персонажей, кроме того самого "я", или посмотреть на окружающий мир глазами других персонажей. Несомненно, автор произведения может все-таки сделать это - рассказать о том, что творится в голове персонажа, отличного от того, от лица которого идет повествование. Но как мой взгляд цепляется в кино за какие-то ляпы с освещением, отражением камеры или микрофоном звукооператора в кадре, так мой мозг скажет, что это не совсем правильно.
Кстати, такой момент есть и в "Трех товарищах". Лучший друг главного героя спешит на выручку, даже не ему самому, а его возлюбленной. И каждый километр пути тщательно описан автором, каждый поворот, дорожный знак и придорожные кусты, которые мелькали за окном летящего на скорости автомобиля, туман, через который ему прошлось пробираться - каждое мгновение описано с особой тщательностью. Вчитываешься в строки и понимаешь, что творится в голове у этого персонажа, понимаешь, что он чувствует. Но откуда обо всем этом знать главному герою?
Впрочем, кто сказал, что все это описание - это не плод воображения главного героя?..
Дочитал книгу пару дней назад и, честно сказать, я в некотором замешательстве. "Три товарища" - один из самых известных романов Ремарка, читали его очень многие, но, наверное, только у меня возник вопрос, а почему, собственно, автор решил его назвать именно так? Да, добрая половина произведения рассказывает о трех молодых людях, имевших общее прошлое, имеющих общее настоящее и, как им казалось, могущих иметь общее будущее. Страница за страницей мы узнаем какие-то мелочи, присущие каждому, удивляемся взаимоотношению этих троих - на первый взгляд не такое близкое, чтобы их можно было назвать близкими друзьями, но в то же время некоторыми мелочами, которые присущи все-таки именно таким. (К теме трех товарищей я еще вернусь)
Но дальше автор уводит повествование сильно в сторону. В сторону любви, в сторону трагедии. Трагедия эта - одного человека, но она настолько всеобъемлема, настолько впитывается в тебя с каждым словом заключительных страниц романа, что ты уже не вспоминаешь о том, что творилось на первых страницах. И когда видишь перед собой последнюю точку, спрашиваешь себя - а почему "Три товарища"?
читать дальшеКогда я учился в школе, будучи прилежным учеником, тщательно заучивал определения направлений литературы. Сейчас, с "высоты" своего возраста я могу, наверное, сказать, что пятнадцатилетние юноши и девушки все-таки не до конца смогут осознать те мелкие штрихи и определяющие грани, присущие классицизму, сентиментализму, романтизму, реализму. Дело не в определениях, а в том, чтобы читать и вникать в каждое прочитанное слово. Едва ли это можно сделать - опять же - в 15 лет, да и времени на это узкие школьные программы не дают.
А вот эта книга пронизана реализмом. Читаешь и понимаешь - это времена великой депрессии. И словосочетание это, ставшее известным в связи с одним из экономических циклов развития одной из стран, всецело применимо ко всему обществу. Депрессия в головах людей настолько глубока, что, кажется, нет никакой надежды на просвет. Люди губят сами себя, и ладно бы это дети, которых можно перенаправить на пусть истинный, но ведь это взрослые люди, которые сами определяют свою судьбу, свою жизнь и то, что с ними будет происходить завтра.
А может автор сознательно закинул читателя в самый омут того времени? Не может ведь все общество вечера проводить в трактирах и барах, заливая в себя до беспамятства ром и прочий алкоголь, не могут все жены пилить своих мужей только за то, что те боятся потерять работу, и не все люди понимают, что такое любовь, только растоптав ее и потеряв навсегда.
Читая описание жизни главного героя, видя его постоянное внутреннее беспокойство, неуемность, неспособность "пристроить" себя где-либо, да даже занять себя чем-либо - невольно начинаешь спрашивать себя: а в чем вообще смысл жизни? Хотя, судя по отзывам, что я читал, многие считают, что внутреннее постоянное беспокойство главное героя связано с тем, что он пережил ужасы Первой мировой войны, мне почему-то так не кажется. Да, воспоминания о войне есть, есть живые образы, которые иногда возникают у героя. Проблема в том, чтобы понять, чего ты хочешь и найти смысл своей жизни - то, ради чего ты будешь жить, чинить машины и заниматься частным извозом. Главный герой обрел такой смысл. К сожалению, ненадолго...
Отойду теперь от серьезных и общих тем, обращусь к героям романа.
Три товарища. То, о чем я сейчас напишу, наверняка связано с различиями эпох (и, наверное, личностным восприятием взаимоотношений людей). Три главных героя, три разных человека. У них есть общее прошлое - война. У них есть общее настоящее - ремонтная автомастерская, где они все трудятся. Главный герой от первого лица описывает свою жизнь, каждое мгновение, каждый шаг. Читаешь и удивляешься: вроде три лучших друга, а вот как мало они присутствуют в жизни друг друга. Да, работа, да, периодические пьянки по вечерам. Вроде бы мы все привыкли, что раз друзья - значит, всегда вместе, одно-второе-третье. Хотя все это тоже присутствует вроде...
Эх, бедный же все-таки мой словарный запас, который не позволяет описать то, что я чувствую!!!
Читаю. Три товарища. Но первое время у меня не возникает ощущения, что они лучшие друзья. Вот это и есть разница поколений. Сейчас то, что 2-3-4 человека - лучшие друзья, почему-то должно бросаться сразу, моментально. Все на поверхности. Все видно. А в трех товарищах это увидишь не сразу. Потому что степень дружбы определяют поступки, на которые готов пойти твой друг. Именно поступки! Не каждый пойдет на то, чтобы стремглав броситься в другой город на сотни и сотни километров, потому что любимый человек твоего товарища вот-вот умрет. Не каждый способен отнять у себя самое дорогое, чтобы помочь другу еще совсем недолго побыть с тем, кого тот считает смыслом своей жизни. Поступки определяют чувства (будь то дружба, будь то любовь), не слова! Сказать можно все, что угодно. Но не каждый способен сделать шаг.
Пат. Я сейчас, наверное, скажу нечто жесткое. Однажды Лариса Гузеева в своей программе сказала примерно следующее: если по состоянию здоровья не можешь иметь детей, ты обязан сказать об этом своему партнеру в самом начале отношений. Сказать об этом только тогда, когда у человека уже появились к тебе чувства - это жестоко, все-таки иметь своих собственных детей очень сильно хотят очень многие. Пат знала, что у нее серьезная болезнь, с которой она еще до конца не справилась. Тем не менее, она скрыла это от главного героя. Я хорошо понимаю, что каждый имеет право на счастье, уверен, что она не хотела бы такой судьбы ни для себя, ни для главного героя, который также стал смыслом ее жизни. Но это случилось. Автор на этом прервал свое повествование, и мы не знаем, что было дальше, но остается только догадываться, что будет с главным героем, который и до того в свои 30 лет проводил вечера с бутылкой рома (часто один) и в компании проституток (хотя, да, многие проститутки стали таковыми вынужденно...).
После потрясений, какими они ни были, трудно вернуться в прежней жизни. Война исковеркала жизнь главных героев, сделав так, что теперь они не знаю, куда себя применить и чем заняться так, чтобы это тебя занимало всецело до мозга костей. Страшно об этом думать в свете того, что происходит сейчас в мире.
Начав делать быстрые шаги, трудно привыкнуть к тому, что нужно шагать медленно. Начав чистить зубы правой рукой, трудно взять зубную щетку левой рукой. Начав путешествовать, трудно привыкнуть к тому, что теперь нужно безвылазно жить в одном месте. Известная интернет-поговорка современности: если тебе не нравится место, поменяй его, ты же не дерево...
В заключение несколько цитат из книги, на которые я обратил внимание.
***
Скромный, добросовестный <...>. Но именно таким теперь приходилось особенно трудно. Да, пожалуй, таким всегда приходится труднее всех. Скромность и добросовестность вознаграждаются только в романах. В жизни их используют, а потом отшвыривают в сторону.
***
Все, собственно, довольно легко, - не надо только самим усложнять себе жизнь!
***
Есть миллионы <...> людей, и вечно им недостает немного уверенности и денег. Жизнь чудовищно измельчала. Она свелась к одной только мучительной борьбе за убогое, голое существование. <...> Жизнь стала слишком пакостной для счастья, оно не могло длиться, в него больше не верилось...
***
Что смогло и чего не смогло достичь человечество в течение тысячелетий: оно создало бессмертные произведения искусства, но не сумело дать каждому из своих собратьев хотя бы вдоволь хлеба.
***
Серое бесконечное небо сумасшедшего бога, который придумал жизнь и смерть, чтобы развлекаться.
***
Отдельные детали чудесны, но все в целом - совершенно бессмысленно. Так, будто наш мир создавал сумасшедший, который, глядя на чудесное разнообразие жизни, не придумал ничего лучшего, как уничтожать ее.
Посетите также мою страничку
www.sitiosecuador.com/author/ramon532144/ разрешение открытие счета иностранном банке
33490-+