В каждом из нас спит гений. И с каждым днем все крепче. ©
Если поставить перед собой задачу перечислить символы Великобритании, то наряду с лондонским Тауэром и двухэтажным красным автобусом следует непременно назвать имя Чарльза Диккенса. Насколько можно судить об этом, ни разу не побывав в стране, все-таки, наверное, можно сказать, что это писателя здесь чтят так же, как у нас в России Пушкина. Это неудивительно - то богатое литературное наследие, которое оставил после себя Диккенс, не просто описывает Соединенное Королевство той эпохи, но и отображает то, что оно из себя тогда представляло.
К своему сожалению, познакомиться с литературным творчеством Диккенса, так сказать, напрямую у меня пока не получилось. Наверное, в глубине души считаю, что я все-таки немного не вхожу в целевую аудиторию его романов. Но, как часто случается в современном мире, со многими произведениями большого числа писателей можно познакомиться, просто посмотрев кино или телевизионный проект. Впервые я познакомился с творчеством Диккенса, посмотрев телевизионную версию его романа Bleak House (Холодный дом, 2005) с Джиллиан Андерсон в одной из главных ролей. Увиденное мне понравилось, что неудивительно - британский ВВС умеет снимать хороший продукт, а уж к наследию своего великого писателя они не могли отнестись с упоением.
То же самое получилось и с экранизацией романа Great Expectations (Большие надежды), хотя, надо сказать, интерес к этому произведения оказался довольно высок, в результате чего, кроме мини-сериала ВВС, вышел совместный британо-американский фильм. И в одну, и в другую сторону посыпались как восторги, так и камни, наверное, у каждого из этих проектов есть свои плюсы и минусы. Но повторю мысль, озвученную выше: думаю, в британской версии (ВВС) экранизации есть некий шарм, присущий только чисто- и исконно-британскому.

Мини-сериал состоит из трех серий, и в течение всей первой серии лично я искал для себя ответ на вопрос - что есть "надежда" в понимании Чарльза Диккенса и сценаристов экранизации? Иногда казалось, что большие надежды подает Пип, как ребенок, который рано остался без родителей, но, несмотря на все невзгоды в своей жизни, не утративший человеческое лицо и готовый тянуться к светлому. Ему казалось, что он смог дотянуться до светлого, когда на него обращает внимание богатая соседка. И маленький Пип обретает большую надежду, что сможет выбраться из той трясины (в прямом и переносном смысле), в которой он оказался по волею судьбы. И хотя эта надежда была разбита впоследствии, он не переставал верить, потому что внутри него зажглось чувство, имя которому он в свои детские годы еще не знал...
Для каждого, наверное, есть кое-то знакомое в этом романе. Например, и у меня был период жизни, когда я, выбравшись в люди, старался ограничивать свое общение с родными. Ты меня стыдишься мог сказать и мне отец, которого сейчас нет, но он так мне ни разу не сказал...
Но это не единственная, точнее, не самая главная трагедия. Трагедия личности одинокой женщины, которая не смогла жить дальше, когда ее сердце было разбито, действительно пробирает. Лично я опасался, что Джиллиан Андерсон несколько молода для этой роли, но она не просто справилась с ролью - она до кончиков прядей волос на своей голове смогла передать всю трагедию этой бедной женщины. В очередной раз корю себя за то, что не знаю английский настолько, чтобы уметь смотреть фильмы в оригиналы - ведь в данном случае даже голос, даже интонации были важны...

читать дальше

@темы: кино, Джиллиан Андерсон, сериалы, ревю